Детские и юношеские годы (1885–1904)

Михаил Васильевич Фрунзе родился 2 февраля 1885 года в Пишпеке (ныне Бишкек, Кыргызстан) — небольшом поселении Семиреченской области, находившемся на национальной окраине Российской империи.  Семья Михаила Васильевича Фрунзе была большой и дружной, что оказывало значительное влияние на формирование его личности и будущие достижения. Отец Михаила, Василий Михайлович Фрунзе, был родом из Херсонской губернии и этническим молдаванином. Он закончил фельдшерскую школу при Императорском Московском воспитательном доме и был направлен служить фельдшером в лазарет военной части, дислоцированной в Токмаке. После выхода в отставку остался работать фельдшером в Туркестане. Должность уездного фельдшера была казенной, то есть Василий Михайлович был государственным служащим, а не практикующим частным медиком. После создания Пишпекского уезда с центром в Пишпеке, он подал прошение на выделение ему в Пишпеке участка под строительство дома. 7 июня 1879 года Пишпекский городской комитет выделил ему участок на углу улиц Васильевской и Судейской. В 1879 году он женился на жительнице Пишпека  Мавре Ефимовной, она происходила из крестьян, переселившихся из Воронежской губернии.

Дом в Пишпеке, на углу Судейской
и Васильевской улиц, в котором
21 января (2 февраля) 1885 г. родился
М. В. Фрунзе. Источник: М.В. Фрунзе: Жизнь и деятельность в фотографиях и документах. М., 1973.

 В 1881 году в семье Василий Фрунзе родился первый сын — Константин. Михаил появился на свет четыре года спустя, в 1885 году. После Михаила в семье родились еще три дочери: Клавдия (1887–1948, в замужестве Гаврилова), Людмила (1890–1959, в замужестве Боголюбова) и Лидия (1898–1978, в замужестве Надеждина). К сожалению, в 1892 году семья понесла тяжелую утрату: умер Леонид, младший сын, который прожил всего семь лет.  Все дети Василия и Мавры Фрунзе добились значительных успехов в учебе, что стало возможным благодаря мечтам и усилиям их родителей. Константин Фрунзе, старший сын, после окончания Верненской гимназии поступил в Казанский университет на медицинское отделение, следуя по стопам отца. Во время Русско-японской войны он стал добровольцем-врачом, а затем работал земским врачом в Казанской губернии и уездным врачом в Семиречье, достигнув чина коллежского советника. В период Гражданской войны Константин служил врачом в Красной армии и находился рядом с Михаилом. После смерти Михаила он продолжал врачебную службу в Таджикистане, где получил звание заслуженного врача и Героя труда Таджикской ССР за организацию республиканской службы судебно-медицинской экспертизы. Константин Фрунзе ушел из жизни в 1940 году в Москве. Сестра Михаила, Клавдия Васильевна Фрунзе-Гаврилова (1887—1948), успешно окончила Верненскую гимназию в 1906 году с золотой медалью. После замужества она уехала в Италию, где учился её муж, а затем вернулась в Москву, продолжая своё образование. У неё было двое дочерей — Юлия и Ольга, потомки которых живут в Москве. Людмила Васильевна Фрунзе-Боголюбова (1890–1959), вторая сестра Михаила, окончила женскую гимназию в Верном и Петербургский медицинский институт, став врачом-терапевтом. Она работала участковым врачом в Киргизии, а после гибели мужа переехала в Китай с сыновьями и свёкром, где работала в торговом представительстве России. С июня 1930 года и до конца своей жизни Людмила трудилась в центральных медицинских учреждениях Москвы. Она приняла участие в Великой Отечественной войне, получив звание полковника медицинской службы. У Людмилы было двое сыновей — Игорь Семёнович и Владимир Семёнович, потомки которых также живут в Москве.  Третья сестра Михаила, Лидия Васильевна Надеждина-Фрунзе (1898—1978), родилась после смерти отца. Она окончила Верненскую женскую гимназию, но продолжить образование не смогла и начала работать. Лидия жила с матерью в Пишпеке и вышла замуж за геолога Алексея Михайловича Надеждина, у них родилась дочь Лидия Алексеевна. Потомки Лидии живут в Санкт-Петербурге.

Детство и юность Михаила Фрунзе были наполнены как заботой и любовью, так и преодолением серьезных трудностей. Эти годы стали основой его будущих успехов и формирования его характера, что в дальнейшем определило его путь как выдающегося военного деятеля. Михаил Васильевич Фрунзе унаследовал от своих родителей их лучшие черты: от отца — смелость, решительность, простоту в обращении с людьми; от матери — природные недюжинные способности, пытливый ум и сильную волю. Имя отца М.В. Фрунзе  стало широко известно в округе как сведущего и смелого лечебника. Часто врача не бывало, и отец справлялся самостоятельно в сложных случаях, требующих оперативного вмешательства. Население верило в его способности и любило его. Василий Михайлович, человек увлечённый и ответственный, рассказывал сыновьям о походах и боевых делах, о героизме русского солдата. Эти рассказы вдохновляли Михаила, для которого игрушечные сабли и ружья стали любимыми. Играя в «военных» с друзьями, он проявлял и природную смекалку, и настойчивость в достижении целей. Мать М.В. Фрунзе Мавра Ефимовна несмотря на отсутствие формального образования, она была отличной воспитательницей, отличалась твердостью, энергичностью и общительностью. Мавра научилась читать и писать самостоятельно, много читала и разбиралась в исторических событиях, играла на гитаре и прекрасно пела, чему обучала своих детей.         Мавра Ефимовна сумела воспитать в детях гуманность, любовь к труду, стремление к знаниям.

Отец М.В.Фрунзе на отдыхе.
Отец М.В.Фрунзе на охоте. Из фондов РГАКФД

Василий Михайлович Фрунзе мечтал обеспечить своим детям достойное образование, но финансовые трудности постоянно становились на его пути. В 1892 году, оставив семью, он был вынужден уехать на заработки фельдшером в соседнюю Сыр-Дарьинскую область. В 1895 году Михаил Васильевич поступил в Верненскую гимназию, где учился его старший брат Константин. Чтобы обеспечить сыновьям образование, отец продал дом в Пишпеке, и в 1896 году семья переехала в город Верный.

Открытый и общительный человек, Василий Фрунзе старался не делиться с окружающими своими заботами и упорно сохранял стойкость. Несмотря на то что он был крепким, выносливым и опытным охотником и наездником, нужда подтачивала его здоровье. В 1897 году, в возрасте всего 45 лет, Василий Михайлович скончался. Местные жители, кыргызы, с уважением называли его «ата-урус» — «русский отец», и искренне скорбели о его уходе.

В 1897 году Мавра Ефимовна уехала на родину в Пишпек, где оставались родственники матери и где жить было легче. Михаил вместе со старшим братом прожили в чиновничьих семьях, получая жилье и питание в обмен на обучение их детей. В память о долголетней службе отца в городе Пишпекская городская управа назначила Михаилу ежемесячную стипендию в десять рублей до окончания гимназии. К этим средствам добавился заработок Константина, который давал уроки неуспевающим ученикам младших классов. Поскольку эти ученики были или одноклассниками Михаила, или младше его, он оказывал брату значительную помощь в их подготовке. Разъясняя кому-либо задачу или синтаксическое правило, Михаил использовал свои особые приемы, благодаря которым даже самые слабые ученики могли усваивать материал. Это в дальнейшем обеспечило ему репутацию умелого и опытного репетитора. В старших классах гимназии Михаил уже не искал учеников, а его сами искали и перебивали друг друга с предложениями о занятиях. В 1898 году Константин и Михаил на заработанные деньги смогли отправиться на каникулы из города Верный в Пишпек, чтобы повидаться с матерью и сестрами. Они ехали пять дней на узбекской арбе по почтовому тракту.

Заслуживает особого уважения роль матери Михаила Фрунзе, Мавры Ефимовны, которая смогла дать хорошее образование всем своим пятерым детям. Трое из них — Константин, Михаил и Клавдия — окончили гимназию с золотыми медалями, а все дети получили образование в престижной Верненской мужской и женской гимназиях

После смерти отца, в 1897 году, семья осталась без всяких средств к существованию, и   Мавра Ефимовна понимала, что образование — их единственный шанс на успешную жизнь, и, несмотря на финансовые трудности, сделала всё, чтобы дать детям лучшие возможности. Какую только работу она ни выполняла для того, чтобы содержать и учить детей. По возможности ей помогали ее братья и мать Ирина Алексеевна Бочкарева.  Сыновья Константин и Михаил учились в престижной гимназии в Верном, а дочери — в женском училище в Пишпеке. Однако средств на обучение катастрофически не хватало. В 1899 году Мавра Ефимовна обратилась с прошением в Пишпекское городское управление о финансовой поддержке для сыновей, объяснив, что, несмотря на успехи детей, они могут лишиться возможности учиться из-за нехватки денег.

Фотоснимок с натуры Мавры Ефимовны Фрунзе в 1927 г. с ее собственноручной подписью.
Мавра Ефимовна Фрунзе в 1927 г. Из фондов РГАКФД

Мавра Ефимовна написала датированное 28 февраля 1899 года прошение в Пишпекское общественное городское управление.

«Двое наших детей, Константин и Михаил, обучаются в Верненской мужской гимназии, первый в седьмом, а второй в третьем классе. По наукам старший идет хорошо, а младший даже очень хорошо. Воспитание этих двух сыновей в гимназии и еще двух девочек, Клавдии и Людмилы, в женских училищах требует больших расходов, которые до сих пор покрывались со смерти мужа средствами, образовавшимися от продажи имевшегося в Пишпеке дома. Но теперь средства эти истощились. Вследствие всего вышеуказанного я теперь поставлена в крайне тяжелое положение. Сердце мое холодеет при мысли, что стеснительное материальное положение может стать причиной выхода моих детей из учебных заведений и вследствие этого они могут остаться без образования, столь необходимого в настоящее время всякому человеку для обеспечения своего существования. В эту критическую минуту я решила обратиться к городскому управлению с усерднейшей просьбой прийти ко мне на помощь в деле воспитания детей во внимание многолетней службы мужа на пользу пишпекского общества. Вследствие вышеуказанного, представляя при сем свидетельства об учебных успехах Константина и Михаила, прошу городское управление, не признает ли оно возможным назначить из городских сумм стипендию в размере от двух до трех сот рублей на содержание моих детей в гимназии и на приобретение учебников ежегодно впредь до окончания курса. Если почему-либо нельзя будет дать стипендию на обоих детей, то покорнейше прошу отпустить двести рублей на содержание одного младшего сына Михаила в пансионе при гимназии на правах вольноприходящего».

Городское управление определило Михаилу Фрунзе стипендию в 120 рублей вплоть до окончания гимназии.

В очередной попытке улучшить условия обучения, Мавра Ефимовна перевела свою дочь Клавдию из Пишпекского городского женского училища в Верненскую женскую гимназию. В 1900 году она переехала с семьей в Верный, где столкнулась с новыми трудностями: поступило заявление, в котором утверждалось, что она использует пособие на себя. Дополнительное разбирательство завершилось благодаря поддержке областного управления, отметившего отличные успехи Михаила и его прилежание в учебе. Однако семейные трудности вынудили их продать медаль Константина, чтобы свести концы с концами. Михаил уговорил мать продать золотую медаль старшего брата: «Я все равно получу золотую медаль, документ останется при мне, а медаль будет у Кости». Он сдержал слово, окончив гимназию с отличием и получив медаль, которую Мавра Ефимовна хранила как символ стойкости, трудолюбия и преданности своих сыновей. Этот поступок отражал не только зрелость, но и решимость Михаила помочь семье, несмотря на все лишения.

Среди детей В.М. Фрунзе особенно выделялся Михаил. Он научился читать рано — в возрасте около пяти лет, помогая своему старшему брату Константину готовиться к занятиям. Его любознательность не оставляла шансов уклониться от объяснения значений букв и их взаимосвязей. К семи годам Михаил уже читал на церковнославянском языке, чему его научила бабушка, а также познакомился с латинским алфавитом.  Школу Михаил начал посещать с семи лет. С ранних лет он проявлял любознательность и серьезное отношение к учебе. Михаил закончил Пишпекскую церковно-приходскую школу с отличием, поступил в Верненское городское училище, а затем, как и его старший брат Константин, продолжил обучение в Верненской гимназии. Эта гимназия обеспечивала отличное образование, формируя широкий кругозор и гражданские качества у учащихся. Для Михаила примером служил его старший брат Константин.

Михаил Васильевич Фрунзе, будучи гимназистом, увлекся ботаникой и сбором коллекций растений Средней Азии, видя в этом не только научный, но и практический интерес. Он сам изучал правила систематизации и сбора растений, составлял гербарии, понимая важность этой работы как для науки, так и для практических нужд. В 1902 году, окончив шестой класс гимназии с отличием, Фрунзе решил провести летние каникулы, путешествуя по Средней Азии. Вместе с одноклассниками Леонидом Ивановым и Эрастом Поярковым он отправился в первую экспедицию пешком от Верного (нынешней Алма-Аты) до Пишпека (современного Бишкека). Чтобы углубить знания о крае, Михаил выбрал трудный и опасный маршрут через Кастекский перевал и Токмак, а не привычный Курдайский тракт. Путешественники взяли с собой лишь самое необходимое: ружья, сачки, банки для насекомых и немного еды, рассчитывая добывать пропитание охотой. По дороге они часто отклонялись от основного маршрута, чтобы осматривать окрестности, собирая растения и насекомых, что несколько раз приводило к потерям друг друга в незнакомой местности. Так, один из эпизодов завершился лишь через два дня, когда друзья встретились в Токмаке, пройдя отдельно около 80 километров. В течение пути гимназисты переживали испытания природой: дожди, холодные ночи и усталость. Достигнув Пишпека, они завершили экспедицию у родственников Михаила, и, вернувшись, отправили собранные коллекции в Санкт-Петербург в адрес известного ученого Петра Семенова-Тян-Шанского. Получив письмо от Семенова, который высоко оценил их работу, Михаил загорелся идеей более сложного и длительного путешествия в следующие летние каникулы.

М.В.Фрунзе среди гимназистов. (г. Верный,1902–1903 гг.)
М.В.Фрунзе среди гимназистов (г. Верный,1902–1903 гг.). Из фондов РГАКФД

В 1903 году, снова заручившись поддержкой друзей и родителей, Фрунзе организовал вторую экспедицию по Средней Азии, в которую взяли и дополнительных участников. Этот поход был более организованным: им выделили телегу для оборудования и продуктов, а также выдали документ, предписывающий местным властям содействовать гимназистам. Путешественники прошли от города Верного через реки, ущелья и горные перевалы, достигли озера Иссык-Куль, где провели несколько дней, изучая береговую флору. Михаил Фрунзе обладал  навыками ориентировки: он уверенно читал карту и легко ориентировался как на открытой местности, так и в отдаленных горных районах и на джайлоо (летних пастбищах)  Сусамыра и Джумгала. Его знание местного языка позволило ему общаться с кыргызскими жителями, уточняя маршрут, что добавляло экспедициям уверенности и гибкости. Благодаря этим навыкам он зарекомендовал себя как опытный руководитель похода, заслужив доверие всех участников.     За время экспедиции они собрали около 1500 экземпляров, из которых 300 растений ранее были неизвестны науке. Гербарий, собранный М. В. Фрунзе, и в настоящее время хранится в Ленинграде в Ботаническом институте имени В. Л. Комарова под № 37.и до сих пор является ценным источником для исследователей.

 Михаил Васильевич Фрунзе с ранних лет проявлял интерес к шахматам, и, обучаясь игре в гимназии города Верного, он начал развивать стратегические и тактические способности, которые впоследствии стали важными в его военной карьере. Первым учителем Михаила стал старший брат Константин, который заложил основы шахматной теории. Уже в шестом классе Михаил достиг уровня, позволившего ему побеждать чемпионов гимназии, играя даже с учащимися старших классов.

Желая углубить интерес к шахматам среди учеников, он организовал шахматный матч между шестым и восьмым классами, где после напряжённой борьбы восьмиклассники потерпели поражение. Вскоре он организовал и более масштабный матч по переписке с ташкентской гимназией, где также одержали победу гимназисты Верного. Эти успехи не только подчеркивали шахматное мастерство Фрунзе, но и развивали его умение строить последовательные планы, которые стали основой его стратегического подхода к будущим военным операциям, делая его полководцем, не проигравшим ни одного сражения.

Он был отзывчивым и чутким, всегда находил время, чтобы помочь отстающим в учебе. Михаил пользовался любовью товарищей и пользовался авторитетом в классе. Несправедливости он не терпел и всегда защищал обиженных, горячо выражая свой протест против школьной рутины и жестокого обращения инспектора с учениками. Среди своих любимых писателей он читал вслух М. Горького, увлекался В. Г. Белинским и А. П. Чеховым. В то время среди молодежи существовали кружки самообразования, и он активно участвовал в их работе, выступая на диспутах. Первое знакомство с революционными идеями он получил еще в годы учёбы в гимназии. С детства Михаил Васильевич Фрунзе рос в дружной и трудолюбивой семье, которая заложила важные личностные качества, определившие его жизненный путь и мировоззрение. В семье, где старшие всегда помогали младшим, а братья были готовы жертвовать собственными наградами ради общего благополучия, он научился отзывчивости и стойкости. Эти качества проявились уже в гимназические годы, когда он заслужил авторитет среди товарищей, с готовностью помогал отстающим ученикам и смело выступал против несправедливости. Сила духа и чувство ответственности за других сделали его не только верным другом и соратником, но и принципиальным защитником обездоленных. Любовь к литературе воспитывала в нем тягу к самообразованию и глубокое понимание человеческих нужд. Увлечения, такие как шахматы, не только укрепили его стратегическое мышление, но и подготовили к будущим военным задачам. Уже с детства он зарекомендовал себя как умелый руководитель: будь то организация походов или шахматных матчей, Фрунзе с энтузиазмом разрабатывал планы и выполнял их с точностью. Это стало основой его подхода к военному делу, где он ни разу не потерпел поражения. Его особая привязанность к родному краю и знание его географии, а также владение кыргызским языком сделали его опытным полководцем, который понимал и уважал местные обычаи и людей. Наблюдая за служением своего отца и трудолюбием матери, Михаил Васильевич вырос в атмосфере уважения к знаниям и приверженности общественному долгу. В детские и юношеские годы в нем сформировалась цельная личность: революционер, патриот, заботливый друг и смелый стратег, чье наследие останется в истории благодаря качествам, заложенным в его семье и окружении.